Всё примет лучший вид


«И сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати. Ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь (убо) прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света».
(Рим. 13: 11-12).

Сими поучительными словами апостола Павла Святая Церковь напутствует нас, братие мои, на поприще Святого и Великого поста. Между прочими побуждениями к покаянию во грехах наших, она указует и на большую удобность к тому для нас в продолжение наступающих святых дней. В самом деле, хотя спасение наше никогда не далеко от нас, но с наступлением Святой Четыредесятницы дело спасения до того приближается к каждому, что, можно сказать, невольно и неотступно требует себе места в душе и сердце. Подлинно, время Великого поста во всех отношениях должно сравнивать с прекрасным днём для веры и благочестия; равно как седмицу, ныне оканчивающуюся, со всех сторон нельзя не уподобить тёмной, бурной и хладной ночи. Каких дел тьмы не совершается повсюду в продолжение этой седмицы! Сколько душ, волей и неволей, низвергается в пропасть греховную! Сколько людей, коим всю жизнь надобно бывает оплакивать несколько минут нынешнего безумного веселья! Из самых осторожных и бдительных над собою и своими деяниями, не многие могут похвалиться тем, что в течение прошедших дней они не потерпели никакого ущерба в чистоте сердечной и спокойствии своей совести.

Всё примет лучший вид

Но, благодарение Господу, «нощь убо прейде, а день приближися» (Рим. 13: 12)! Нынешний вечер положит конец соблазнам и опасностям душевным: завтра мы проснёмся уже в другой стихии и как бы в другом мире. С одним появлением святого поста всё примет новый, лучший вид: и люди, и вещи, и одушевлённое, и самое бездушное. Как после потопа Ноева, хляби зла заключатся сами собою, и явится суша. Есть уже к чему пристать купающимся в море житейских сует и соблазнов! Есть уже на чём утвердиться самым расслабленным от плотоугодия стопам и коленам! Ибо Церковь не может уступить миру в усердии. Если он, злохитрый, употреблял все средства сводить нас с ума, брать в плен страстей без сражения, то Святая Церковь ещё более найдёт способов образумить нас и пленить сладким послушанием веры и любви во Христе. Мы нечисты и осквернены похотями греховными: у престола благодати, в храмах, заструится множество свежих источников для нашего духовного омовения. Мы покрыты язвами и струпьями: у матери нашей Церкви готовы для нас все пластыри и бинты целебные. Мы голодны духом: она учредит такую трапезу, которая могла бы напитать самих Ангелов. При таком обилии средств духовных самый невнимательный к своей душе принуждён будет сознаться и сказать, что ныне, в продолжение святого поста, — «ближайшее к нам спасение», нежели во все прочие дни; ибо со дня завтрашнего сам мир с его соблазнами, гонимый видимо и невидимо силою святого поста и молитв церковных, удалится от нас, сокроется, потеряет силу ослеплять и влечь в ад.

Не будем же и мы хладны и невнимательны к своему спасению

Не будем же, возлюбленные, и мы хладны и невнимательны к своему спасению; воспользуемся драгоценным временем поста для уврачевания душ и сердец наших от яда греховного; дадим матери нашей Святой Церкви действовать над нами во спасение наше, как она знает и может; отвратим очи и сердце от всего, что питало в нас похоть плоти и гордость житейскую; вникнем прилежно в свою жизнь и совесть и поспешим сойти с того пути, который явно ведёт в пропасть адскую. Сделаем всё сие для вечного блага душ наших! Ибо не напрасно апостол Христов восклицает: «Наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим. 13: 11)! Время пробудиться всем нам от нечувствия душевного и подумать, где мы и что с нами, куда идём и что ожидает нас. Время уже потому, что нет почти ни одного греха, который не был бы содеян нами в том или другом виде. Какая из способностей наших не употреблена во зло, не унижена и не осквернена страстями? Чем ещё будем раздражать Господа и Спасителя нашего? На что пустимся и что ещё употребим для вечной погибели нашей? Какому кумиру суеты не кланялись мы до земли стократно? Если посмотреть на нас очами и не пророка, то давно нельзя не сказать, что от ног до главы нет в нас целости. Сама чаша греха, с её мнимой, скоропреходящей сладостью и её действительным смертоносным ядом, уже видимо оскудела для нас. Ещё ли будем наполнять её снова и отравлять ею всё существо своё?

Наступил уже час пробудиться нам от сна

Когда мы были неопытны, ещё извинительно было гоняться нам, подобно малым детям, за призраками суеты земной и воображать, что на распутьях греха ожидают нас одни утехи и радости. Теперь, после стольких горьких опытов, совершенное безумие было бы позволять врагу нашему обманывать нас снова. Ибо что приобрели мы в удалении от Бога? Что доставил нам мир с его многообразной похотью? Предположений, замыслов, надежд, обещаний была бездна; а на деле оказалось всё — суета сует. У большей части из нас беззаконная жизнь отняла и то, что имели они от природы и благоприятных обстоятельств; некоторые из грешников, по-видимому, ещё высятся и цветут: но как вял и безжизнен этот цвет несчастный, как ощутительно веет от него тлением и пагубой! Снаружи, вокруг сих так называемых, счастливцев мира, — почести, богатство, довольство и утехи; а внутри — пусто и хладно, мертво и отвратительно: совесть обличает, сердце тоскует, душа болит, само тело видимо страдает и просит пощады от яда греховного. И после сего мы ещё будем гоняться за нашей тенью, ещё будем ловить ветер, ещё строить на воздухе, ещё пить яд потому только, что он сладок?

Время наступило пожалеть нам матерь свою, Святую Церковь

Время наступило образумиться и пожалеть нам матерь свою, Святую Церковь, которая доселе болела сердцем от нашего забвения её святых уставов и от нашей жизни нечистой; время вспомнить и пожалеть нам Ангела Хранителя нашего, который с того времени, как мы начали помнить себя и действовать, с плачем доселе ходит за нами по дебрям страстей и беззаконий, не видя нашего исправления; время устыдиться и пожалеть нам Самого Спасителя нашего, Который с утра до вечера ежедневно простирает к нам с Креста руки и доселе не может привлечь нас к Своему сердцу; время, братие мои, сжалиться нам над самими собою и обрадовать покаянием нашим небо и землю, Ангелов и всех добрых людей, кои скорбели и скорбят о нашем развращении, молились и молятся; да не погибнем во грехах наших!

«Наступил уже час пробудиться нам от сна», ибо неужели до конца жизни оставаться нам в плену страстей, греха и диавола? Ужели ждать нам, чтобы под стопами нашими разверзлась наконец бездна адская и поглотила нас во веки? Ах, братие мои, она разверзется некогда и, может быть, весьма скоро, если не перестанем прогневлять Господа грехами нашими; но что будет тогда с нами? Вспомните богача евангельского, вспомните пламень геенский; поставьте себя мысленно в положение сего несчастного и судите, в каком безумии виновен тот, кто, имея, как мы теперь, возможность избегнуть жребия столь ужасного, будет продолжать идти прямо к бездне адской?..

Святитель Иннокентий (БОРИСОВ)
 



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: