«В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребёнка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять своё бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребёнка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобождённое от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребёнка, помимо «социальных», ещё и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворённой яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребёнка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности…
Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».
Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви
«Лекарство» от бесплодия
Самое ценное, что может сделать женщина в своей жизни, — это выносить и родить ребёнка. Но, увы, счастье материнства дано не всякой представительнице прекрасной половины человечества. По статистике, среди семей репродуктивного возраста почти каждая шестая не в состоянии иметь детей. В половине случаев — по причине бесплодия мужа. А ведь так хочется стать родителями! Наблюдать, как растёт малыш, делает первые шаги, говорит долгожданные слова «мама» или «папа». Заботиться о нём, учить жить, развиваться, быть здоровым и счастливым…
Настоящим спасением для бездетных пар стали ЭКО и «суррогатное материнство»; последним, кстати, уже воспользовались миллионы жителей нашей планеты. Казалось бы, вот «лекарство» от бесплодия; дело за малым: найти подходящую «сурмамочку» и заплатить ей деньги за девять месяцев работы. Обычно этой услугой пользуются толстосумы, для которых десятки тысяч долларов — не проблема. Рядовые граждане вынуждены искать инкубатор для будущего ребёночка среди родственников, близких подруг или влезать в долги.
Но не всё так просто и однозначно. Уж больно мало «за» и слишком много «против»…
Минусы «суррогатного материнства»
Во-первых, своеобразная социальная эксплуатация получается: бедные молодые девушки вынуждены сдавать своё материнское лоно напрокат, а богатые дамочки, не желающие портить фигуру, «рожают» за чужой счёт.
Во-вторых, немало здоровых барышень сколачивает приличный капитал на беде супругов, не способных иметь детей. Глядишь, скоро появится новая профессия — «суррогатная мама».
В-третьих, не приведёт ли «эмбрионный эксперимент» к распаду семьи? Ведь будущий папа может не на шутку увлечься «сурмамой».
В-четвёртых, вынашивание и рождение женщиной чужого ребёнка негативно сказываются на её психике, оскорбляют и унижают её материнские чувства.
В-пятых, «сурребёнок» в подростковом возрасте особенно сильно испытывает эмоциональные и психологические проблемы. Ведь уже научно доказано, что плод (а позже и новорождённый ребёнок) чувствует и понимает происходящее задолго до того, как сможет на понятном для взрослых языке выразить свои ощущения и мысли.
В-шестых, а не приведут ли в будущем эти эксперименты к инцесту?!
Список аргументов «против» можно продолжать долго. Неудивительно, что по поводу «суррогатного материнства» по сей день идут горячие споры. Например, категорически против такого материнства во Франции, Германии, Норвегии, Швеции и некоторых штатах США. В Великобритании, Канаде, Израиле разрешается лишь некоммерческое «суррогатное материнство», а в Венгрии — только родственное. Дали добро детям «из пробирки» в России, Казахстане, Украине. В Беларуси же воспользоваться данной услугой может женщина, для которой беременность противопоказана по состоянию здоровья, когда есть риск летального исхода.
Не по Божиему закону
Однозначно против такого способа появления детей на свет выступает, как отмечалось в начале материала, Православная Церковь, считая его греховным.
Бог, создав мир, установил порядки взаимоотношений, в том числе взаимоотношений мужчины и женщины. А «суррогатное материнство» приводит к искажению святости брака, нарушая процесс зачатия, в котором, пусть и косвенно, участвуют трое: муж, жена и донор.
По убеждению клирика Минского Свято-Духова кафедрального собора протоиерея Владимира Уварова, брак — это «таинство любви», где душа и тело становятся едиными. Он предполагает не только благословение Творца на продолжение человеческого рода, но и сотворчество Бога с человеком в преображении мира, которое отвергает желание последнего заменить собой Творца мироздания. Что, собственно, и демонстрирует «суррогатное материнство»: Господь не даёт супругам детей (значит, ещё не готовы стать родителями), но они Его заставляют дать. В итоге дитя рождается не как плод любви, а как результат платной услуги… Кстати, есть немало примеров, когда люди из-за бесплодия в корне пересматривают свою жизнь, приходят в церковь на покаяние и только после получения духовного исцеления, на удивление медиков, рожают детей.
Священнослужитель также считает, что «суррогатное материнство» уничтожает глубокую эмоциональную и духовную близость, установившуюся между матерью и младенцем во время беременности, разрушает полноценные естественные отношения между ними. Абсолютно непредсказуемы последствия для психического здоровья обеих женщин: и той, которая родила на заказ, и той, которая стала его воспитывать. Психологически травмируется и малыш. А если он узнает правду о своём появлении на свет, не станет ли это началом его личных проблем и душевных терзаний?
— Сегодня нам демонстрируют только голую статистику положительных результатов ЭКО и «суррогатного материнства», — говорит отец Владимир. — Но никто не знает, когда «проснётся» генетический дефект, которым, возможно, страдали в роду «наёмной мамаши», и как он отразится на здоровье ребёнка. Тем более некоторые из дефектов нельзя обнаружить даже современными методами. Поэтому в «суррогатном материнстве» как форме человеческих отношений Церковь видит ещё и угрозу для благополучия детей.
Недопустимой с православной точки зрения считается и сознательное избавление от «лишних» эмбрионов, использование зародышей для экспериментов. Игнорирование этих правил может привести к необратимым процессам вплоть до селективной евгеники и убийства, чем по своей сути и является уничтожение зародышей.
— «Суррогатное материнство» полностью противоречит христианским традициям, — утверждает отец Владимир. — Понимание человека как уникальной личности подменяется образом биологической особи, которую можно смоделировать по «эскизу» заказчика. На смену богозаповеданному супружеству, основанному на любви и верности, приходит доходный бизнес по заказу и продаже детей.
По сути, современная медицина научилась создавать для генетического материала идеальные условия для выживания и определять точное время встречи сперматозоидов с яйцеклеткой. Но зарождение жизни как было, так и осталось Промыслом Божиим.
Подготовила Татьяна СОКОЛОВИЧ