Почему, восхваляя женщину, мы относимся к ней, как к существу второго сорта? Почему в семейной жизни она обязана подчиняться мужу? Откуда такая дискриминация по половому признаку? Об этом беседуем с настоятелем Свято-Никольского храма в селе Телуша протоиереем Сергием Ивановым.
— Батюшка, растолкуйте, пожалуйста, с православной точки зрения, женщина и мужчина имеют разное строение души или они одинаковы для Господа?
— Господь Бог сотворил Адама и даровал ему большие права и полномочия; а он как высшее творение Создателя дал названия всем растениям и животным, всему миру. Но Адам не справлялся, образно говоря, со своими обязанностями, ему явно чего-то или кого-то не хватало. И Бог создал для него помощницу — Еву (Ева значит «жизнь», потому что из неё произошёл род человеческий). Задачей Адама было смотреть на Бога и исполнять Его волю. Задача Евы — смотреть на мужа, быть послушной и ему помогать.
Прекрасно всё обстояло в изобильном Эдеме. Адам и Ева были совершенными людьми, постоянно находились в живом общении с Господом, исполняли заповеди Божии и счастливо блаженствовали на земле.
Дальше, как мы знаем, грех вошёл в человека через соблазн, исходящий от диавола, обернувшегося змеем. Ева с Адамом вкусили запретный плод. Им стало стыдно от согрешения, ведь они ослушались Творца, Который заповедовал не вкушать плодов от древа познания добра и зла, «ибо в день, в который… вкусишь от него, смертью умрёшь». С того момента грех начал умножаться на земле.
Господь создал мужчину и женщину равноправными, у них одинаковые обязанности по исполнению Божиих заповедей и Евангелия, им в равной степени дарованы спасение и святость. Церковные писатели первых веков научали: во Христе нет разницы между мужским полом и женским, как нет разницы между национальностью, социальным положением... И нет никакой дискриминации в том, что Бог создал женщину помощницей мужчины. Женщина счастлива в исполнении своего предназначения; она имеет высший смысл — даёт жизнь, благодаря чему род человеческий распространяется. Женщина спасается через чадородие. Воистину, велика сия обязанность!
— В таком случае возникает богословский вопрос: благодаря женщине появляется человек на свет, но в Священном Писании мы читаем: Авраам родил Исаака и так далее; получается, что рожает мужчина?
— Родословная Иисуса Христа в Евангелии действительно начинается со слов: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду… И это правильно, потому что род считается по мужчине. Изначально, как уже отмечалось, мужчина смотрит на Бога; он — глава семьи, жены и детей, питатель и защитник, руководитель от Бога. На него и возложил Создатель ответственность за свой род.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Вот бы эту пятую заповедь ввести в уши современному человечеству! Нынче нравы перемешались. Какая-то диспропорция получается в человеческих отношениях с нарушением Закона Божиего. Наша толерантность (терпимость ко греху) способствует человеку падать, а не возрастать духовно. Люди не уважают старшее поколение, родителей, своевольничают. Роль Адама занижена, мужчины мельчают, позволяют себя унижать, уступая женщине, что противоречит воле Божией.
Да и Ева сегодня стала другой: вместо озабоченности женскими делами, она норовит во всём заменить мужчину. Но Богом ей это не дано! И она остаётся несчастной, ибо занимает не своё место в жизни. От таких нестроений человечество только страдает, не достигая благополучия и духовного роста.
— Отец Сергий, есть мнение, что в большинстве религий, в том числе и Православии, образ женщины принижается. В древней монашеской литературе, к примеру, частенько встречается мысль, будто женщина более подвержена грехам, нежели мужчина. Почему Церковь так несправедлива к представительницам слабого пола?
— Это ошибочное мнение. Апостол Павел, который первым из святых определил христианскую нравственность, говорил: «Женщина есть немощнейший сосуд, и относиться к ней нужно соответственно». Конечно, она более эмоциональна, чувствительна, и с этим надо считаться. Но давайте не забывать о главном: женщина должна быть женственной — в этом её сила. Она вдохновляет мужчину на совершение подвигов, великих дел, ради неё он готов горы свернуть. И наоборот, когда представительница прекрасной половины человечества теряет женское лицо, мужчина впадает в недоумение, не знает, что делать, становится несчастным. В результате появляется дисбаланс в обществе.
Ева — отнюдь не слабый пол. Этот «термин» придумали в безбожное время. Пред Богом все равны. И мужчин и женщин Творец наделил Своей силой, но каждому даровал талант и обязанности. Посудите сами, рождение в муках детей — слабо ли это? Хотя многие пасуют перед надуманными трудностями и не хотят рожать: «трусость» от недоверия Богу. А ведь попустив родителям дитя, Бог даст возможность вскормить его и благословить в жизнь.
Женщина должна понимать, что она — образец смирения, кротости и прочих высших христианских добродетелей, воплощение доброты и женственности. Она обязана быть любящей матерью, ей незачем вступать в политические баталии, стремиться завоевать мир, баллотироваться в президенты и решать глобальные проблемы. Ей и без этого забот хватает. Потому Православие не принижает роль женщины, а, наоборот, демонстрирует миру её многополезность и многозаботливость, особенно для семьи. Женщина замечательна в служении материнства, милосердия, доброделания. Неудивительно, что день жён-мироносиц — один из почитаемых и любимых пасхальных праздников. Именно он считается женским, а не 8-е марта, провозглашённое врагами Христа, ставящих женщину превыше всего и всех в мире.
— Отец Сергий, почему храм посещают в основном женщины?
— Женщина, повторюсь, больше подвержена эмоциям. Подсознательно она желает мира, добра, чтобы жизнь на земле продолжалась. Она постоянно беспокоится за мужа, детей, внуков, родителей. А где ей искать утешение, если муж на войне, завоёвывает мир, на работе пропадает денно и нощно? Он жену не видит и не слышит целыми днями. Она, в свою очередь, желая добра, молится за мужа, творя этим великое дело (не в ущерб домашней работе). Господь и призывает: «Придите ко Мне все трудящиеся и обременённые, и Я успокою вас». Женщина зачастую первой слышит зов Спасителя и идёт на него.
Мужчина, в отличие от эмоциональных женщин, прежде чем сделать серьёзный шаг, сначала основательно поразмышляет. Когда, наконец, до него доходит зов Божий, он уже осознанно вступает на путь спасения, и никто не может его заставить свернуть в другую сторону. Поэтому священнослужители — мужчины, так как они не подвержены эмоциям, настроению, тверды в принятии решения; им по силам нести тяжёлый крест служения людям и Богу.
А вообще, женщина приходит в храм, как и любой человек, искать Бога, смысл жизни, своё предназначение. Без Господа жизнь теряет смысл.
— Тем не менее, когда интересуешься у людей, что их привело в храм, чаще всего отвечают: нужда и скорбь. Вам не кажется это странным?
— Издавна замечено: когда человек более-менее обеспечен материально, живёт без особых проблем и страданий, то считает, что необязательно Богу молиться и благодарить Его. Но Господь милостив, и милость как раз в том, что Он грешников часто ограничивает в стремлении разбогатеть, получать удовольствие, купаться в лучах славы. Человек, не получая желаемого, начинает скорбеть и страдать. Мало того, из-за череды собственных ошибок, превращает свою жизнь в бедствие. От отчаяния он паникует, бросается из крайности в крайность, не понимает, как ему быть. Этот путь исканий зачастую приводит в храм, и человек понимает, что источник всех благ — именно Господь!
«Наказания», попущенные Богом, — не что иное, как горькое лекарство. Это вовсе не означает, будто Господь желает зла; наоборот, Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины», — так говорится в Писании. Но, нарушая заповеди Творца, человек вынужден страдать — это естественное следствие. Иногда страдание может быть настолько сильным, что грешник через муки, боль, терзания обретает Бога, являясь в Церковь.
Действительно, в храм женщина, да и мужчина чаще всего, приходят не от радости… Радость духовная обретается позже, когда человек понимает: с Богом жить лучше, с Ним многое достигается в жизни. Без Бога вряд ли что толковое получится. Это осознание даёт опыт. Диавол тоже не спит и при нашей удаче будит тщеславие, эгоизм, желание заставить всех себя уважать.
У христианина всё наоборот: желание себе угодить стоит на последнем месте; но до такого уровня нужно дорасти — путём смирения и христианского подвига.
— Отец Сергий, как верующей жене относиться к критике мужа-атеиста, особенно во время поста, когда внутренние чувства обостряются и могут привести к беде?
— Необходимо понять: жена ЗА мужем, а не ПЕРЕД мужем. Его мнение для женщины — закон. Здесь возникает много противоречий и частностей, но мир в семье намного важнее. Ты приготовь, наведи порядок в доме, выполни женские обязанности, освободилось время — сходи в храм! Муж пришёл с работы голодный, злой — накорми, обогрей, приласкай. Ты ведь его помощница, вспомни об этом. Ведь муж содержит семью, защищает, заботится о благополучии. Роль мужчины в семье особо велика. А женщина должна обеспечить ему прочный, надёжный тыл: одеть, обуть, накормить, создать настроение, чтобы на работу он пошёл счастливым и с радостью возвращался домой. Кротость, смирение, послушание и есть выполнение женщиной христианских обязанностей. Да, может, муж неверующий, не проснулся ещё; но придёт время, и, глядя на добродетели жены, его сердце смягчится…
Жёны-мироносицы — образец христианского благочестия, служения Спасителю своим имением. Они не говорили: Господи, может, Ты не прав, так мы Тебе подскажем... Зная, что Христу негде главу приклонить, жёны-мироносицы ему и постель, и еду подавали. Господь проповедовал и не заботился, где ему поспать и что поесть-попить. Он приходил к Марфе и Марии (пример двух типов женщин: одна суетилась, как угодить Спасителю, а другая слушала каждое Его слово; оба служения показательны и нужны). Да, Марфа обижалась, что ей меньше похвалы доставалось. Но ведь Бог хвалил Марию за думы о высшем. Суета земная есть и всегда будет, а вот слово Божие услышать — это должно быть первым. Я бы посоветовал женщинам, которые хотят стать истинными христианками, учиться у христианских подвижниц, прославленных святостью. Почитать, например, о Марии Египетской, как она грех преодолела, о блаженной Ксении, её жизни после смерти мужа, о жёнах-мироносицах, о великомученице Екатерине, Кого она предпочла. Подражание ими женской святости приведёт к миру не только в семье, но и на всей нашей грешной земле.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ