Заступница земли Ярославской


21 июня — иконы Божией Матери, именуемой «Ярославская»
 
Древняя Ярославская земля 
Ярославская икона Божией МатериДревняя Ярославская земля, как и вся Святая Русь, находится под Покровом Пречистой Божией Матери.
 
В ознаменование этого ещё в 1213 году в Ярославле был воздвигнут собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставший главным храмом Ярославского княжества, а впоследствии и кафедральным собором епархии. В этом храме находилась чудотворная икона Богоматери «Умиление», получившая название «Ярославской». Именно этот образ и был зримым знамением заступления Пречистой Богородицы за сию землю.
 
Ярославская икона явилась одним из самых древних чудотворных образов Пречистой в православной России. Она известна с XIII века. В этом образе с необыкновенной силой выразилась вся глубина Богоматеринского заступничества за род христианский.
 
Как повествует древнее предание, эту икону принесли в Ярославль святые благоверные князья Василий и Константин Всеволодовичи при епископе Ростовском Кирилле II (1231-1262).
 
Принесение совершилось в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия. Тогда икона была воспринята как особое чудесное явление милости Богородицы. К Ней принесли люди свою скорбь в лютое лихолетье. Поэтому сам день празднования называли «Явление иконы Пресвятой Богородицы Ярославския».
 
Собор в Ярославле 
Откуда была принесена святыня, предание умалчивает. Судя по всему, образ был чтимым ещё до появления на Ярославской земле. Можно высказать предположение исходя из стиля иконы, а также самой исторической ситуации, что она происходит из стольного града Владимира или из Киева, в напоминание об основателе Ярославля великом благоверном князе Ярославе Мудром.
 
К Ней принесли люди свою скорбь в лютое лихолетье 
В 1504 году обретённые мощи князей Василия и Константина были перенесены в Успенский собор. Вместе с ними была торжественно перенесена и чтимая святыми князьями-страстотерпцами икона— Ярославская Богоматерь. Образ был помещён в основном иконостасе собора в местном ряду как главная святыня Ярославля. Величественный Успенский собор стал Домом Ярославской Богоматери.
 
В 1786-м архиерейскую кафедру перенесли из Ростова в Ярославль, и с этого времени Успенский собор стал кафедральным, что придало Ярославской иконе особый статус покровительницы ярославских архиереев.
 
С этой иконой связано начало правления Царского дома Романовых. Ярославль стал первым городом, встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол царя Михаила Фёдоровича на его пути из Костромы в Москву.
 
С этой иконой связано начало правления Царского дома Романовых 
Спустя три века в год трёхсотлетия Романовых у этого же образа молился и последний Русский Государь — царь-мученик Николай Александрович, посетивший Ярославль в 1913 году.
 
Последний Русский Государь — царь-мученик Николай 
В советское время Успенский собор стал голгофой Ярославской земли. В 1918-м большевистские командиры открыли шквальный артиллерийский огонь по мирному Ярославлю, снаряды попали и в древний собор, который был сильно повреждён, однако при этом ни один осколок не коснулся лика Ярославской Богоматери.
 
В 1922 году собор и вовсе был закрыт для богослужений, его здание передали под биржу труда. Одновременно сбросили колокола, а колокольню разобрали до основания. Сброс колоколов запечатлели на фотографиях — «для истории». В церковной сторожке устроили общественный туалет.
 
Ярославская икона Божией Матери исчезла.
 
В 1922 году собор и вовсе был закрыт для богослужений 
Эта икона, кстати, — русский вариант типа изображения Богородицы «Елеуса» (греч. Ελεούσα — милостиваямилующая от έλεος — состраданиесочувствиеЭлеуса, Умиление), сложившийся в XIII веке. Отличительные признаки в том, что Младенец сидит на правой руке Богородицы, но Его фигура расположена слева от Неё. Правой рукой Сын касается подбородка Матери, Которая щекой прижалась к Его главе. Ступни ног Младенца параллельны друг другу и близко сдвинуты.
 
Чудесным можно назвать и современное возвращение святыни на Ярославскую землю.
 
Чудесным можно назвать и современное возвращение святыни 
В 1998 году иконописец и реставратор из Мурманска Сергей Маймур приехал в гости к своим знакомым в село Петровское близ Ростова Великого. В сарае у дома, где он остановился, случайно увидел старую большую доску, которая была в чрезвычайно ветхом состоянии. Иконописец понял, что это икона. Живопись имела большие утраты, но главное — Лики Божией Матери и Богомладенца — было в целости. Сергей узнал на доске образ Ярославской Богородицы, который он особенно любил и мечтал написать. Как попала икона в сарай, хозяева не знали. Сергей попросил отдать ему ветхую доску, желая восстановить её.
 
Иконописец увёз находку в Мурманск. Реставрация оказалась сложной. Доска была настолько сильно изъедена жучком, что рассыпалась в прах. Пришлось переводить красочный слой на новую доску. Утраченные фрагменты были искусно дописаны. Реставрация продолжалась почти полтора года и к 2000-му была закончена. Таким образом, через семь с половиной веков состоялось новое обретение древнего списка иконы Ярославской Богоматери.
 
Почитание было восстановлено в 2006 году.
 
Подготовила Вера ГНИЛОЗУБ
21.06.2019



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: