Апостол Андрей сам захотел познакомиться с Иисусом и начал это очень по-детски: «Равви, где ты живёшь?» Так примерно знакомятся все дети: «Мальчик, как тебя зовут?», или мужчины: «А скажите, пожалуйста, каков расход бензина у вашего автомобиля?»
Ясно, что Христос-Сердцеведец, зная истинное намерение Андрея, отвечал с лёгкой улыбкой на эту детскую хитрость:
— Пойдите и увидите.
Что они могли там увидеть? Столы, собранные братьями-столярами, грубые деревянные двери, скамейки, горшки с зерном, большую семью, убранство горниц, мать Учителя? Что могли им сказать обстановка и дизайн дома Иисуса? Что в них такого? Наверное, ничего не было особенного, кроме личности загадочного Наставника.
Андрею интересен был сам Иисус. На него он обратил внимание благодаря рекомендации Иоанна Крестителя:
— Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грехи мира.
С Агнцем всё понятно. Это — Мессия. А как быть со словами «берёт грехи мира»? Зачем их брать? Не проще ли выбросить этот груз? Чуть позже мы увидим, что Христос, вместо того, чтобы брать эти грехи, отпускал их, то есть, полностью уничтожал. Брал и уничтожал.
Очень необычная характеристика Мессии не как Освободителя, а как Уничтожителя греха. И это верно. Мессия сопротивляется греху через своё государство, а Бог его уничтожает через благодать и Царство не от мира сего. Это намного весомей.
Мы не знаем, какой ответ на все эти недоразумения нашёл Андрей. Но он увязался за Христом, ища другие, важные для него ответы.
Апостол Андрей оказался совсем не человеком слова. Он не оставил ни посланий, ни писем, ни наставлений, ни дневников, но в то же время его знают и любят наравне с самыми известными письменными апостолами — Иоанном, Павлом или Петром с Иаковом (Иаков, который создал первую Литургию). А что создал Андрей?
Он за всё время жизни рядом с Иисусом произнёс всего несколько слов и выделился в нескольких эпизодах — привёл любопытных греков; указал на мальчика, у которого были две рыбы и пять хлебов; был свидетелем Вознесения. Он, как и другие ученики Христа, получил себе в удел землю для проповеди. Причём, его удел оказался населён северными дикарями.
И вдруг, как-то совсем неожиданно, моряки и шотландцы избирают его своим покровителем, и он становится известным всему миру.
В чём же дело?
Шотландцы сделали такой выбор, потому что в их стране была значительная часть мощей святого, а моряки решили, что он имеет отношение к хождению по морю, потому что по его молитвам ожили утонувшие паломники. Духовная мотивация моряков не убедительная. Какое странное желание назначить себе святого вахтенным на военную морскую службу! Странно также желание выбрать себе небесного защитника по образцу греческих богов, заведовавших хозяйством и войной. Тем более, что апостол был человек сугубо не военный с самым мирным устроением духа.
Какое отношение имеют пушечные фрегаты к Христу и святости?
Опустим эти странности и постараемся понять, за что Андрея можно любить, кроме покровительства военным кораблям.
Мир за то его выделил, что этот апостол был человеком дела. Он проповедовал Христа дикарским князьям и народам. Но как! Продолжая свой проповеднический путь, апостол прошёл через города Неокесарию и Самосаты, через страну аланов, земли абасков и зигов. По преданию, язычники зиги сначала не приняли евангельскую проповедь святого Андрея и даже хотели убить его, но, дивясь кротости и подвижничеству, оставили своё намерение.
Обратим внимание на то, что дикари удивились его кротости и подвижничеству.
Было чему удивиться. Почти все государства всех времён и почти всех народов — это организованные банды, для которых война есть бизнес и источник обогащения или даже — существования. Грабежом жил Рим, коллективным разбоем — ограбившие полмира Англия и Испания. И сегодня подобным образом существенно укрепляют бюджет страны, терзающие Ближний Восток и Африку.
Машине грабежа нужна идеология. Государственная религия — часто религия оправдания зла. Не может быть такой религии. Религия и вера могут быть только Божественными и ничьими больше.
Египетские и греческие жрецы обожествляли царей, что постыдно было для людей умных и знающих Бога. Карманные религии диктаторов нацелены на оправдание войны, грабежа и своей беспредельной жадности.
Религия древнего Израиля обожествляла не государство, а народ, и ожидала своего святого царства, управляемого мессией, что тоже есть девальвация идеи и Бога, и Царства Небесного.
Обожествлять народ, как и обожествлять царей и государство, одинаково пошло.
Естественно, Рим увидел в христианах тех, кто подрывает его корни, тех, кто разрушает идею и легитимность грабежа и эгоизма как двигателя развития общества. Не удивительно, что страны, где насилие, несправедливость и презрение к жизни были и есть нормой, ненавидят христиан и истребляют до сих пор.
По преданию, апостол Андрей отправился в причерноморские страны. В те края, где ещё сто пятьдесят лет назад грабёж и непрерывное насилие было нормой. На Кавказе этим особо отличались западные племена, для которых работорговля была главным национальным продуктом экспорта и развлечением.
Крым двести лет назад до прихода русских войск существовал как крупнейший пункт работорговли и грабежа. Работорговцами практически ничего не построено. Им созидание было не нужно и не знакомо. Это было опасное и паразитическое государство, с гибелью которого остановился миллионный поток рабов и высохли слёзы миллионов людей на Востоке Европы.
Вот в такие страны отправился человек не словесный и не книжный. Но этим народам и не нужно было слово. Их убеждали кротость и праведность. И чудеса, которые относились к отрицанию смерти.
Для таких жестоких народов только смерть была аргументом. И апостол Андрей дал его. Число воскрешений, совершённых им, невероятно по своему количеству. Воскрешались люди, даже имевшие существенную утрату плоти, как, например, мальчик, порванный собаками. Апостол Андрей воскрешал тех, кто умер самой невероятной смертью: удушенных, укушенных змеёй, скончавшихся от лихорадки…
Его можно было бы назвать апостолом воскрешения. Смерть была послушна ему. Как-то апостола бросили на арену цирка и ожидали, что кабан, бык и леопард, выпущенные по очереди, разорвут его. Но вместо этого леопард набросился на сына градоначальника и удавил его, после чего святой оживил удавленного.
Смерть была посрамлена, была явлена сила, большая смерти. И эта сила оказалось благой. Любовь показала себя сильней смерти. Проповедь любви как высшей силы потрясла удивлённый древний мир.
В Грузии по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.
Его самого, провисевшего на кресте два дня, никак не брала смерть. Жители города Патары хотели снять повешенного и привести в чувство, но он сам пожелал умереть и быть со Христом.
Что давало ему силу?
Вспомним искренность Андрея и его непосредственность во время знакомства с Христом:
— Где ты живёшь?
Это говорит о его простоте, святом любопытстве и намерении следовать за Богом.
Остановимся на намерении апостола и его решимости.
По преданию, Андрей выбрал себе путь зилота: не заводил семьи, отправился ради духовного наставления на Иордан к Иоанну, послушался у Крестителя, отправился ко Христу, и, в конце концов, оставил всё имущество ради Него. По сути дела, был монах в миру. Для него слово и благодать Господние стали главным событием в жизни. А действие — формой проповеди.
Иисус дал ему шанс реализовать себя полностью в деле служения Богу. Рыбаку из Галилеи был закрыт путь в священники или левиты. Но что Богу сословия, придуманные людьми? Он привлекает Себе всех, кого Сам хочет и Сам любит. Любишь правду и дело? Пожалуйста!
А они с братом — апостолом Петром были особенно упёртыми и деятельными по сравнению с другими учениками. Так что призыв Христа не остался в одном только намерении Андрея, а нашёл себе выражение в поступках. И эти поступки имели силу благодати.
Именно эта сила фонила из его кротости и подвижничества, удивившего дикарей.
Для большинства людей имеют значения не слова, а поступки. И тем более убедительны те поступки, в которых любой неглупый человек без труда видит Божию благодать, попущение и промысел. А таковыми и были деяния апостола. Через них Бог свидетельствовал о себе и поражал воображение язычников. Кочевники удивлялись не Андрею, а Богу, действующему через него. И апостол трудился не от своего имени, а от имени Бога, и люди прекрасно чувствовали волю Божию, являемую делом.
И здесь важная мысль. Дело — мерило проповеди, веры и любви. Апостол Андрей был апостолом дела. И это очень сильно отличает его от нас. Мы-то больше о Христе рассуждаем, переживаем или даже страдаем, чем делаем. Потому что дело Христово нам кажется трудным, разорительным, опасным. Мы даже на молитве зеваем. Потому что не имеем в трудах Божиих благодати, которая есть единственное сокровище и радость души.
Так и живём скучно, обессиливая без благодати, рождаемой от дел. А вместо неё насыщаем чрево и души конфетами, вином и пустыми разговорами про Бога.
Важно понять, что вера без дел мертва. Если мы не проповедуем своим близким Христа делом, то дети видят в нас обманщиков и лицемеров, а внуки идут в храм только тогда, когда ретивая бабка тащит за руку. Освободил внук руку — и ходи, бабка, сама в свою церковь!
Дел от нас ждут люди. По делам нас будет судить Бог. По делам достойное приемлем. Апостол Андрей это очень хорошо осознал и превратил свою жизнь в служение любви.
Так Богом устроено, что хочешь ты того или не хочешь, но счастье возможно только в любви к ближнему. А любовь к себе приносит депрессию и горе.
Почему человек не хочет быть счастливым? Почему не желает знать настоящую жизнь, радость и благодать? Боль и страдание во мраке без Христа — эта цена нашим эгоизму и вредности. У нас в таком состоянии всё сложно и трудно. Удивительная травма души, желающей счастья и убивающей его в зародыше ядом эгоизма.
Где найти или купить лекарство от горя? Нигде. Оно внутри нашего сердца. Оно образуется из дел жертвенной любви. А любовь — это всего лишь воля жить с Богом. От этой нашей воли зависит быть счастливыми, здоровыми душой и быть светом для людей. А источник любви и света всегда рядом.
Христос, как Его святые, всегда рядом. Просишь — приходят. Не просишь? Они не вызываются.
Как отозвался апостол Андрей на любопытство тридцати девяти человек, утонувших на пути к нему. Как отозвался Христос на смешной, стыдливый детский вопрос рыбака Андрея: «Где ты живешь, Господи?»
Где ты живешь, Господи, внутри сердца моего?
— Тоскует душа моя по Тебе, Господи, и слёзно ищу Тебя.
— Где Ты, мой Господи? Скрылся от души моей, и слёзно ищу Тебя. Господи, даруй мне силу смириться пред величием Твоим. Господи, Тебе подобает слава на небеси и на земли, мне же, маленькому созданию Твоему, даруй смиренного Духа Твоего.
Преподобный Силуан Афонский
Дух души, смиренной перед Христом, оказывается высотой святых. Эта высота не волшебство. Она всего лишь одобрение Богом нашего дела любви к людям. Дай, Господи, и нам этого духа, смиренного пред Тобой. Дай узнать Себя в нашей жизни. И дай разум жить, служить Тебе в духе радости, в простоте и в чистоте, радуя Тебя, людей и себя.
Иерей Константин КАМЫШАНОВ
12.12.2018