Злу вопреки


«Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня… Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин.15: 17-21; 26-27).
 
Но чем всё закончилось? 
Добро наказуемо, — это вы знаете…
 
И Христос воскрешал, исцелял, пророчествовал, насыщал и творил прочие добрые чудеса. Но чем всё закончилось? Пытками и распятием. А почему с нами должно получиться по-другому? И получится ли? Если да, то не оттого ли, что мы были недостаточно добродетельны? В общем, добро не очень принимается миром, который лежит во зле (1 Ин. 5:19).
 
Трудности, с коими приходится сталкиваться по результатам своего доброделания, искушают нас разочарованием, обидой и мизантропией. Бросить всё, остановиться, сказать «да гори оно синим пламенем!» и вернуться в зону комфорта и неучастия, — это хочется иногда сделать в первую очередь.
 
А всё оттого, что возникло несоответствие между ожидаемым и имеемым. Мы рассчитывали на благодарности, похвалы, а тут внезапно — бац! — и ещё виноватыми в чём-то оказались, и должными кому-то…
 
Зачем делать нечто, если оно не приносит ожидаемого результата? Надо ли творить добро, в ожидании взаимности, коль она получилась иллюзорной?
 
Иное дело, если мы в доброделании станем руководствоваться не целью, а причиной, то есть — любовью. Как у Христа. Только любовь (и ненависть) может быть безответной. Даже дружба — и та не может. Любовь сохраняет свою актуальность в качестве ясной причины при любом раскладе: любят вас в ответ или ненавидят — неважно. А значит, и совершаемое по такой причине не утрачивает своей актуальности никогда.
 
Но не спешите строить из себя невинных страдальцев!
 
Всё нужно делать правильно. Добро — по-доброму, а не иначе; ведь даже «дело Господне», то есть условное несомненное благо, мы зачастую совершаем «с пренебрежением» и себе на проклятье, что уж говорить о «делах попроще»!
 
Иногда нас не спешат благодарить, поскольку сотворённое нами зло мы обольщённо принимаем за благо. А бывает, напротив, за зло благодарят и «соблюдают». Сказано ведь: «…сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин. 15: 21) не только относительно гонящих нас, но и относительно соблюдающих (это очень странно, коли задуматься); зная Отца, не гнали бы за добро и не аплодировали за зло, — я объясняю так.
 
Не случайно, в развитие темы «любви вопреки злу» Господь переходит к теме Духа Святого: ниспосланное свидетельство Духа Истины будет верным Утешением для всех, уподобившихся Христу в любви. Дух даётся только терпеливым.
 
Протоиерей Сергий ЛЕПИН
08.06.2018
 
Читать другие материалы автора >>
 



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 
 
 

На первой полосе:

Лаконично о главном

Православный календарь:

Галерея альбомов: