Ответ на вопрос: «Что такое пост?» для каждого христианина очевиден, и, возможно, в этом кроется самая главная проблема, поскольку знание ответа на этот вопрос зачастую не означает, что мы действительно понимаем глубинный смысл этого христианского подвига.
Человек знает, что нужно делать в пост, в чём себя ограничивать, но зачастую не знает, для чего он это делает. Поскольку останавливается только на внешней, можно сказать, гастрономической стороне этого вопроса. Однако пост — это, в первую очередь, духовное делание, поэтому нельзя сводить его исключительно к пищевым ограничениям. Когда мы воздерживаемся от определённых видов пищи и от переедания, мы должны понимать, что в основе этого должна лежать борьба с нашими греховными наклонностями. Климент Александрийский говорил, что пост — это «воздержание от пищи, однако пища не сделает нас более праведными. Поэтому в духовном смысле слово «пост» означает, что как для всех людей от принятия пищи происходит жизнь, а от отказа от неё — смерть, так и нам нужно воздерживаться от всего мирского, чтобы умереть для мира и начать жить для Бога».
Однако если говорить откровенно, то пост, как правило, люди воспринимают именно как пищевые запреты. Многие начинают поститься для здоровья, самоуважения и внешности. Такой пост, безусловно, принесёт человеку пользу, но он получит её только в этой жизни: коллеги по работе восхитятся силой воли, улучшится фигура; но, к несчастью, эти результаты исчезнут с исчезновением сего мира. Апостол Павел же говорит, что Царство Божие, жизнь вечная — это «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). И если мы надеемся быть гражданами Небесного Царства, то должны позаботиться и о духовной стороне воздержания. Не зря среди церковных песнопений этого времени мы находим слова, что пост — это «образ будущей жизни», то есть пост для христианина это ещё и то время, когда он моделирует для себя, насколько это возможно, грядущее Царство Божье, отвечая на вопрос: «Что будет за чертой земной жизни, где нет вещей сиюминутных (пищи, телевидения, музыки, светских бесед), — всего того, чем мы здесь заслоняемся от голоса вечности?»
Также нам важно понять, что мы отказываемся от музыки, телевидения, вкусной пищи не потому, что эти вещи плохие с точки зрения Церкви. Эти вещи сами по себе не являются чем-то опасным, если мы не впадаем в зависимость от них; однако, временно отказываясь от чего-то, что нам дорого, мы острее ощущаем, что это — дар Божий и дар временный.
С другой стороны, подобное воздержание помогает нам увидеть, кто мы есть на самом деле, без этой бытовой маски, помогает перенести внимание на самого себя. Мы входим в пространство поста, когда, сводя к минимуму повседневные заботы, попечение о хлебе насущном, обращаем внимание на то главное, что должно составлять суть нашей жизни. Святая Церковь в эти дни напоминает, что все мы находимся на реках Вавилонских, то есть в плену греха; а эти реки у каждого свои — не только ярко выражающие наш плен (например, наркотическая и алкогольная зависимости), но реками Вавилонскими может стать и лужа обывательства, которая не даёт человеку вспомнить о своём высоком призвании, о Горнем Иерусалиме, о вечности. Поэтому Церковь призывает нас сказать себе словами псалмопевца: «Забудь меня, десница моя, … если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс. 136: 5-6). То есть, отодвигая на задний план мирское веселие, мы учимся духовной радости. Поэтому пост для христианина время не печали, а радования, но радость эта не телесная, не чувственная, а более возвышенная, оттого мы и говорим, что пост — это весна духовная.
Что же касается пищи, то, справедливости ради, нужно признать, что многим людям бывает трудно соблюдать все церковные предписания, поскольку наши правила соблюдения поста в отношении пищи, которые содержатся в уставе Церкви, довольно строгие, в силу того, что они составлены для монастырей. Для мирян особого устава нет, поэтому кто-то постится по строгому монастырскому уставу. Другие держат менее строгий пост и даже в Святую Четыредесятницу вкушают рыбу и морепродукты.
Поэтому если говорить о правилах воздержания от пищи для мирян в постные дни, то в Русской Православной Церкви определение меры воздержания основывается на индивидуальном подходе, который учитывает возраст, семейное положение, состояние здоровья, условия труда, степень воцерковлённости каждого православного христианина. Учесть все эти особенности общее правило не в состоянии, поэтому меру поста православные христиане, как правило, согласовывают с духовником или приходским батюшкой, который знает обстоятельства жизни конкретного прихожанина.
При этом, наверное, есть только один верный критерий, как проверить, правильную ли меру поста избрал для себя человек, — это ответить на вопрос: «Приближает ли меня моё воздержание к Богу?» Христианский философ Сергей Фудель, размышляя о посте, сказал: «Всё в христианстве определяется и проверяется любовью». Ибо «всякий подвижнический труд, чуждый любви, не угоден Богу» (святой Максим Исповедник). И если в человеке не исчезает грех, а, напротив, растёт раздражение, портятся отношения с близкими, начинает проявляться гневливый характер, это явное свидетельство, что человек делает что-то не так. Поскольку истинный пост, по слову святителя Василия Великого, «есть удаление от зла, подавление в себе гнева, отлучение похотей, лжи и злословия». Воздержание от этого есть истинный пост, а если нет движения в этом направлении, тогда человек взял на себя подвиг, который ему не по силам. Поэтому опытные духовники в отдельных случаях, напротив, запрещают нести чрезмерный пост человеку, не укреплённому духовно, пусть хоть ест мясо, лишь бы людей не ел. Не напрасно Церковь в одном из песнопений первой седмицы Великого поста призывает «поститься от всякия злобы, свары и зависти».
Но если продолжить разговор об ошибках, которые может совершить человек, ставший на путь духовного делания, то нужно заметить, что их, как правило, немало. Например, когда христианин чрезмерным усердием наносит вред своему здоровью, берёт на себя подвиг, который ему не по силам не духовно, а физически. Мой преподаватель, отец Ианнуарий Ивлиев рассказывал историю, когда одна его прихожанка, молодая женщина, решила в подражание святым подвижникам нести слишком тяжёлый подвиг воздержания, и этот духовный эксперимент закончился трагедией. Церковь не только не призывает, а порицает такое чрезмерное усердие. Поскольку цель «воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не удручение тела, но наиболее удобное служение духовным потребностям» (святитель Григорий Нисский).
Есть и другая крайность, когда человек чрезмерно многое себе позволяет, даже, может быть, внешне соблюдая церковные предписания. Так, в своё время иностранцам советовали посетить Российскую империю в период Великого поста, поскольку именно тогда на столах богатых домов появлялись самые изысканные блюда. Таким образом, исполняя «букву закона», можно совершенно забыть о его смысле. Задача христианина в том, чтобы быт меньше всего заботил нас в дни поста, а мы часто, напротив, в этот период больше времени тратим на пищу, тем самым все усилия посвящая не молитве и делам милосердия, а составлению постного меню. От этого также предостерегает Священное Писание, говоря: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13: 14).
Также нужно отметить, что есть те люди, для которых совсем нет возможности соблюдать даже минимальные требования поста и нужно есть мясные продукты. Однако и они, несмотря на сложившиеся жизненные обстоятельства, могут быть сопричастны подвигу поста и постараться наложить на себя иные ограничения. О таких людях, которые имеют особые обстоятельства, прежде всего, телесные немощи, святитель Иоанн Златоуст говорил: «Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подаёт обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряжённую ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, каков именно и требует от нас Господь».
Церковь понимает, что пост телесный не все в состоянии понести, однако при этом напоминает, что для всех православных христиан он является временем сугубого духовного бодрствования, борьбы со страстями, воздержания от развлечений и от употребления чрезмерного количества пищи. Это полезно и под силу даже тем, кто немощны телом или находятся в особых обстоятельствах (например, на воинской службе или в путешествии).
Подытожив наши размышления над вопросом «Что такое пост?», можно сказать, что это, в первую очередь, — не цель, а средство. Довольно странно, когда человек несёт подвиг воздержания ради самого воздержания; это дорога, которая ведёт в никуда. Цель этого духовного подвига должна соответствовать высокому призванию христианина, то есть в конце поста у нас должно измениться не только тело, но и преобразиться наше сердце. И это самое главное! Ибо Бог, обращаясь к человеку, говорит: «Сын мой! Отдай сердце твоё мне» (Притч. 23: 26). Воздержание призвано вести нас к самой высокой цели для христианина — должно рождать плоды духовные. А иначе, по слову святителя Григория Нисского: «Какой прок от поста и молитвы, если нет мира, радости и любви»?
Иерей Александр БОЙКО, г. Минск
6.04.2020
Также читайте и слушайте на эту тему: