Беседа с психологом, психотерапевтом; преподавателем, супервизором и членом-соучредителем Ассоциации понимающей психотерапии; лектором портала Предание.ру, просветительских курсов «Свет Православия» при Минской духовной академии; руководителем образовательного проекта «Психология для Церкви»; автором более 70 научных и научно-популярных публикаций Мариной ФИЛОНИК (Москва).
«Бывает так, что исповедующий священник или просто священник, к которому пришёл человек на духовную беседу, слышит его, понимает то, что говорится, но ответа у него нет. В таком случае священник должен быть честен и сказать своему духовному чаду: “Всё, что ты мне сказал, я понимаю, но ответа у меня для тебя нет. Я буду молиться о тебе. И ты молись, попроси Бога о том, чтобы Он мне простил то, что по своей неопытности я не могу тебе и Ему послужить в этой встрече, но я тебе не могу сказать ничего”».
Митрополит Сурожский Антоний
— В нашей жизни много периодов неопределённости, когда не ясно, в каком направлении будут развиваться события, или не понятно, как разрешить болезненную проблему. А в данный момент, вообще, чрезвычайный, исключительный момент в жизни всей планеты — пандемия COVID-19.
Порой легче пережить страшное, но конкретное известие, чем состояние, когда мысли и чувства колеблются между надеждой на лучшее и предположениями самого худшего исхода. Как научиться выдерживать неопределённость?
— Во многом проблема невозможности, трудности выдерживать неопределённость — всеобщая проблема, независимо от того, религиозный ты человек или нет. Но сколько примеров, когда из-за того, что человек не может выдержать свою внутреннюю неопределённость, когда не знает, как поступить сейчас, хватается за чужое решение и благословение. Или же спешит принять судьбоносные решения: уже пять лет встречаемся, и непонятно — ни туда, ни сюда. Ладно, давай уже или сойдёмся, или разойдёмся, лишь бы была какая-то ясность! И бывают страшные примеры...
Мне кажется, что это тренировка доверия Богу, очень серьёзная — выдерживать неопределённость, соглашаться на неё. Это особое духовное упражнение, внутренняя практика, когда я остаюсь перед лицом Божиим и говорю: «Да, Господи, я соглашаюсь на то, что Ты сейчас будешь делать что-то, чего я не знаю».
Вообще-то, Бог не вписывается в некие рамки. Это миф, что Он живёт по церковному календарю, именно такому, по которому мы служим, а не по западному стилю, например. Бог к нам снисходит, принимает наши договорённости и говорит: «Ну, ладно, ребята, вы решили Рождество 7 января, а Крещение 19-го праздновать, Я, так и быть, приду к вам, раз вы так захотели, ну что с вами делать?» Господь соглашается на это, что Дух Святой сходит на воду 19-го…
— «Дух дышит, где хочет»…
— Ну, конечно. И меня это так трогает, что Бог снисходит к нам. Это поразительно!
А про неопределённость: ну, хорошо, я даю своё согласие на то, что Бог будет действовать так, как я не знаю. По-другому и быть не может! Но вместо этого я диктую Ему условия и говорю: «Так, Ты придёшь с Духом Святым ко мне 19 января. И Ты, пожалуйста, через пять лет дашь мне мужа. А через три года исцелишь мою дочку и, пожалуйста, вот так, Ты понял?» Вот как мы живём.
— А я ради этого буду столько-то времени поститься, сделаю столько-то поклонов, съезжу в такое-то паломничество…
— Да, да, да! Мы Богу ставим рамки и условия выдвигаем, а Он часто на это соглашается. Потому что Богу драгоценно войти к нам даже в те щели, которые мы открыли: пожалуйста, вот так — будь любезен, а по-другому — уже нет. И Он приходит, потому что Ему важно прийти хотя бы туда, куда ты Его пустил.
— Насколько человек способен воспринять, настолько Бог и открывает Себя?
— Да. Но страх очень сильно мешает нам быть с Богом. Это одна из серьёзнейших проблем! И одним для всех рецептом обойтись нельзя. Невозможно всё под одну линейку подвести.
— Мне буквально врезалась в память одна фраза (отца Андрея Кураева): «Надо научиться жить с вопросами». Для меня эта мысль была как откровение: мол, не надо во что бы то ни стало искать ответ, если есть вопрос. Может быть и долгое, долгое, долгое состояние промежуточное, когда ответов нет, для чего-то нужно.
Или вспомнить случай у Амвросия Оптинского, когда пришли люди с вопросом, старец молился три дня, но так и отправил людей без ответа.
— Какой духовник! И Антоний Сурожский говорил об этом… Та же проблема у психолога. Множество людей, которые подходят ко мне и, стоя в очереди, за пять минут хотят решить вопрос, что им делать. Откуда я знаю? Кто я, вообще? А раз они ко мне с этим идут, то и к священникам тоже…
Беседовала Елена НАСЛЕДЫШЕВА, г. Минск
15.05.2020
Интервью с психологом Мариной Филоник на другие темы читайте здесь:
Рассказать друзьям:
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.